Гур Интегратор
Гур Интегратор
   Написать письмо    Задать вопрос
 
Время - деньги
13 августа 2010г.
автор: Н.В.Фоминых - эксперт

Время-деньги не банальный афоризм, а основа основ для любого бизнеса.  Для производства, а для машиностроительного тем более, этот афоризм злободневен по причине его сложности, как бизнеса.

Характерной чертой развития современной техники, и особенно машиностроения, являются глубокие качественные изменения продукции этой области. Снижение стоимости, повышение единичной мощности, форсирование режимов работы, увеличение рабочих скоростей, снижение материалоемкости  и трудоемкости изготовления, эргономика, дизайн, удобство обслуживания, повышение  долговечности и надежности – вот далеко не полный перечень направлений, в которых развивается технический прогресс в машиностроении. Все это ведет к постоянному увеличению объемов и росту сложности проектных и конструкторских работ, связанных как с созданием самого изделия, так и с подготовкой его производства.

Прямым следствием этого является увеличение сроков разработки новой техники, а значит, и снижение темпов технического прогресса. В связи с этим трудно переоценить важность для предприятия решения проблемы сокращения сроков и повышения качества проектных и конструкторских работ. Попробуем рассмотреть, как влияет на эффективность работы предприятия составляющая, связанная с инвестициями в новый продукт и сроками его освоения.

Прибыль-инвестиции, влияние КТПП

 

Здесь представлена идеальная картина инвестиций и получения прибыли кампаниями A,B,C  и D при выходе на рынок с товаром одного потребительского качества. Объем инвестиций одинаков. Освоение инвестиций соответственно 1,2,3 и 4 года. Рынок условно постоянен и при появлении каждого конкурента делится на всех конкурентов в равных долях.

Как видно из представленных графиков одинаковые с конкурентами инвестиции, но при сокращении сроков разработки, позволяют:

  Сократить срок возврата инвестиционных затрат.

  Иметь нормальную прибыль дольше, по сравнению с конкурентами.

В реальной жизни все гораздо сложнее и преимущество кампании A над конкурентами будет еще выше, за счет:

  Кампания A до появления продукта конкурентов является фактически монополистом и может значительно увеличить норму прибыли.

  Пока кампания B (а другие тем более) возвращает инвестиции , кампания A имеет возможность выйти на рынок с продуктом более высокого качества, и снова стать монополистом.

  Рынок не ограничивается конечным числом конкурентов и так или иначе делится между ними. А в таких условиях шансов окупить инвестиции у кампаний C и D нет. Да и кампания B окажется в нелегком положении.

Известно, что на проектирование и освоение выпуска таких сложных изделий, как самолеты, автомобили и другие, сегодня затрачивается от 5 до 7 лет. Уже на этой фазе создаваемые изделия в значительной степени морально устаревают и требуют модификации и совершенствования не начав выпускаться, т.е. еще в процессе разработки, чем еще больше увеличивают сроки. При этом время, в течение которого продукция выпускается и приносит доход  постоянно сокращается из-за конкуренции, глобализации мирового рынка и повышения требований со стороны потребителя. Так для самолетов и автомобилей если раньше счет шел на десятки лет, то сегодня это уже только годы и в будущем эта тенденция сохранится.

Естественно, что для увеличения прибыли для любой инновационной кампании необходимо прежде всего сократить время разработки и постановки на производство в жизненном цикле продукта.

Напрашивается необходимость автоматизация процессов Конструкторско-Технологической Подготовки Производства ( КТПП). Как правило, автоматизация начинается с внедрения CAD  у конструкторов. Уже 20 и более лет на многих предприятиях начали внедрять для автоматизации конструкторских разработок CAD. При этом многие кампании перепробовали практически все существующие в мире CADы: и 2D и 3D, потратили большие деньги на закупку, на обновление и поддержку, а результаты далеко не очевидны. От конструкторов чаще всего выходит документация или сканированная, или на бумажном носителе, а не цифровая модель.

Простая автоматизация конструкторских разработок без выстраивания остальных процессов КТПП приводит только к умножению конструкторских ошибок. Парадоксально, но при последовательной разработке конструкции, технологического состава, операционной технологии, разработки оснастки, изготовления оснастки, чем быстрее конструктор разрабатывает, тем больше плодит ошибок: их процент-то не падает. Более того, документы даже при электронном документообороте далее идут в сканированном виде, что исключает обратную связь, и сводит на нет всю автоматизацию. Сегодня только невозможность быстро провести остальные этапы подготовки производства, как своеобразный фильтр, препятствует попаданию этих ошибок непосредственно в производство и часто препятствует возникновению  потерь («нет худа без добра?»). Что же делать?

Поскольку любая Система стоит на трех китах: люди (квалифицированный персонал)-процессы-инструменты(технологии). Если какая-то из составляющих Системы ущербна, то Система работать не будет. Это как трехногий табурет: сделай ножки одинаковой длины – будет устойчиво стоять, в противном случае лучше выбросить, чем рисковать сломать себе шею. То есть только закупив СОФТ и железо, и научив пользователей работать, но не перестроив процессы мы не только не получим ожидаемого эффекта, но и только ухудшим положение.


Надо не просто внедрять современные программные продукты (CAD, CAM, CAE, PDM, PLM, ERP и др.), надоименно строить Систему КТПП с использованием современных технологий, и с твердой целью: обеспечить значительное конкурентное преимущество за счет сроков и качества подготовки производства. Строить Систему КТПП надо комплексно, с обратными связями и с завязкой на все службы, участвующие в КТПП! При этом максимально интегрировать с существующими на предприятии Системами. Кроме того совершенно не обязательно строить интегрированную Систему на сверхдорогих программных продуктах. В каждом конкретном случае, на каждом предприятии свои конкретные условия, уровень оснащенности и автоматизации, свои технологии, свой социальный климат, свои цели, поэтому проектирование Системы необходимо проводить под каждое конкретное предприятие. Нельзя в больнице всех вылечить какой-то универсальной таблеткой. Где-то может понадобиться и хирургия.

В заключение:

На сегодняшний день темпы освоения качественно нового продукта в Китае во всех областях восхищают и обескураживают. Так давайте задумаемся над тем, чем обеспечивается такая ситуация? Я считаю высокой скоростью разработки и постановки на производство продукта с более высоким потребительским качеством? Почему же мы не хотим тоже выйти в лидеры по скорости создания инновационного продукта, или мозгов не хватает? Так хватает, надо только задаться целью. Иначе, что мы сможем предложить рынку, полностью завоеванному продукцией из «Поднебесной», кроме своего сырья?

 

 

Опрос

Необходим ли раздел F.A.Q.
на нашем сайте?
 







Казань
ул. Гвардейская, 33
тел./факс (843) 228-53-20
Екатеринбург
ул. Крауля, 9А
тел./факс (343) 278-59-45
Гур Интегратор